Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

 

Музыкальный гений XX века

                                                       

                                                                                                                                                                  Я придерживаюсь того убеждения, что композитор,                   

                                                                                                                                                                  как и поэт, ваятель, живописец, призван служить     

                                                                                                                                                                  человеку и народу.

                                                                                                                                                                  Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее.     

                                                                                                                                                                  Он прежде всего обязан быть гражданином в своем        

                                                                                                                                                                  искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека      

                                                                                                                                                                  к светлому будущему.

                                                                                                                                                                  Таков, с моей точки зрения, незыблемый кодекс искусства.

 

                                                                                                                                                                                                    С.С. Прокофьев.

 

 Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) – один из основателей русско-советской композиторской школы. Величайший русский композитор, пианист, дирижер, музыкальный писатель, чье искусство дышит могучей жизнеутверждающей силой.

Родился 23 апреля (по старому стилю 11 апреля) 1891 г. в имении Сонцовка в Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области Украины).

Детское фото ПрокофьеваПервоначальное музыкальное образование композитор получил дома, занимаясь с матерью-пианисткой, а также с композитором Р.М. Глиэром. Уже в пятилетнем возрасте Сережа сочинил маленькую пьесу для фортепиано, названную им "Индийский галоп". В девять лет Прокофьев написал свою первую оперу под названием "Великан".

В 1904 году С. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Его преподавателями были такие великие музыканты, как Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов и Н.Н. Черепнин. Окончил ее в 1909 году по классу композиции, в 1914 – по классам фортепиано и дирижирования. Директор консерватории А.К. Глазунов объявил о присуждении Прокофьеву премии имени А.Г. Рубинштейна как лучшему выпускнику фортепианного класса. На открытом выпускном концерте Сергей Прокофьев исполнил свой Первый концерт с оркестром.

В 1918 году Прокофьев отправился на гастроли в США. В марте 1922 года поселился не юге Германии, осенью 1923 года перебрался в Париж, где провел более десяти лет.

Среди крупных сочинений данного периода: оперы "Любовь к трём апельсинам", "Огненный ангел"; балеты "Стальной скок", "Блудный сын", "На Днепре"; Вторая, Третья и Четвёртая симфонии; Третий, Четвёртый и Пятый концерты для фортепиано. Перечень крупных сочинений композитора заграничного периода завершает Второй скрипичный концерт.

В 1936 году С. Прокофьев возвращается на родину. Композитор работает с поразительной интенсивностью. Пишет кантату, посвящённую XX -летию Октября, Первую скрипичную сонату, Шестую, Седьмую и Восьмую фортепианные сонаты, завершает работу над балетом "Ромео и Джульетта". Особое место в его творчестве заняли музыкальные произведения к  драматическим спектаклям "Борис Годунов", "Евгений Онегин", кинофильму "Пиковая дама" и три романса "Сосны", "Румяной зарею", "В твою светлицу".

В годы Великой Отечественной войны С.С. Прокофьев не прекращает работу, его лучшими произведениями на этот момент становится опера "Война и мир", "Пятая симфония".

Самыми известными киноработами в биографии Прокофьева считаются композиции, написанные к фильмам знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" и "Иван Грозный".      

В творческой биографии Прокофьева немало произведений и для детей: балеты "Золушка" и "Каменный цветок", сочинения для хора "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным", "Зимний костер", "На страже мира" и др. Но самым знаменитым детским произведением Прокофьева, без сомнения, является симфоническая сказка "Петя и волк".

Круг интересов композитора был широк – живопись, литература, философия, кино, шахматы.

Прокофьев был удостоен звания народного артиста РСФСР, был лауреатом Государственных премий СССР, лауреатом Ленинской премии (посмертно).

 

Книга М. Нестьевой "Сергей Прокофьев" (Челябинск : Аркаим, 2003. 235 с. : фот.) рассчитана на широкий круг читателей – любителей музыки. В ней собраны интересные факты о жизни и творческой судьбе композитора.

Прокофьев-писатель равновелик Прокофьеву-композитору и пианисту. Интерес представляет новое издание свидетельствующей об этом книги С.С. Прокофьева "Автобиография" (Москва : Классика-XXI, 2007. 528 . : ил ; компакт-диск).

Книга Е.А. Ручьевской "Война и мир. Роман Л.Н. Толстого и опера С.С. Прокофьева" (Санкт-Петербург : Композитор, 2010. 478 с. : нот.) представляет собой исследование особенностей художественного текста романа и оперы в их взаимодействии.

Отдел нотных изданий и звукозаписей располагает и другими книгами, а также нотными изданиями, грампластинками, CD-дисками с аудиозаписями концертных программ, посвященных творчеству С.С. Прокофьева.

 

 

 

Библиографический список

(книжные издания)

 

 

1. Автографы С.С. Прокофьева в фондах Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки : справочник / сост. Ф.А. Красинская, М.К. Стародубцева. Москва : Совет. композитор, 1977.132 с.

78С(092 П 805; 1376171 – НОТ.

2. Блок, В.М. Метод творческой работы С. Прокофьева : исследование / В.М. Блок. Москва : Музыка, 1979. 144 с.

78С(092) П 805; 1377449 – НОТ.

3. Гаккель, Л.Е. Фортепьянное творчество С.С. Прокофьева / Л.Е. Гаккель. Москва : Музгиз, 1960. 172 с. : нот. ; ил.

78С(092) Г149; инв. 1201247 НОТ.

4. Евсеева, Т.И. Творчество С.С. Прокофьева-пианиста / Т.И. Евсеева. Москва : Музыка, 1991. 107 с. : нот. ; ил.

85.315-8 П 805; 1837882 – НОТ, 1837883 – НОТ.

5. "Игрок" С. Прокофьева : оперное либретто / С.С. Прокофьев. 2-е изд. Москва : Музыка, 1991. 77 с.

85.319 И276; 1837728 – НОТ, 1837729 – НОТ.

6. Катонова, С.В. Балеты С. Прокофьева / С.В. Катонова. Москва : Совет. композитор, 1962. 30 с. : ил.

78С(092) П805; 1201598 – НОТ.

7. Кремлев, Ю.А. Эстетические взгляды С.С. Прокофьева : по материалам высказываний / Ю.А. Кремлев. Москва ; Ленинград : Музыка, Ленинградское отделение, 1966. 155 с.

78С(092) К795; 927710 – НОТ.

8. Сорокер, Я.Л. Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева / Я.Л. Сорокер. Москва : Совет. композитор, 1973. 104 с. : ил.

78С(092) П 805; 1200125 – НОТ, 1200127 – НОТ.

9. С.С. Прокофьев. Статьи и исследования / сост. В.М. Блок. Москва : Музыка, 1972. 334 с.

 78С(092) П 805; 972101 – НОТ.

10. С.С. Прокофьев : альбом / сост. и вступ. ст. М.И. Нестьевой. 2-е изд. Моска : Музыка, 1990. 158 с. : ил.

85.313(2)-8 П 805; 1837386 – НОТ.

 

 

        

Информацию подготовила

Я.И. Луцык,

заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей